Одной из характерных черт нашего времени стала
непрочность семьи. Люди встречаются, женятся, иногда успевают родить детей, а
потом расходятся. И уже замечаешь, что многие перестали ощущать всю значимость
этого шага – женитьбы. Перестали ощущать ответственность. Так – ну женился, и
ладно – потом ведь можно развестись. Если вдруг не получится, не сложится. И
никто не думает, что это «получится» и «сложится» зависит вовсе не от каких-то
внешних обстоятельств и потусторонних сил – оно зависит только от двух людей,
создающих семью.
Ответственность. Мы это слово чаще всего слышим в
криминальных хрониках. Но оно почему-то стало «криминальным» в нашей жизни.
Девиз нашего времени, лейтмотив, впитываемый молодежью уже не первый десяток
лет – «Бери от жизни все». Но один из главных законов жизни – если ты берешь,
ты должен отдавать. Не хочешь отдавать – жизнь сама возьмет, не спросив тебя.
Тебе придется ответить за то, что ты взял – хочешь ты этого или нет. Вот и
получается, что люди, привыкшие только брать, и брать до конца, не могут уже
ничего отдать, не думают даже, что нужно отдавать. И двое забирают друг у друга
все, что можно забрать, а потом не остается ничего, как выкинуть друг друга из
жизни. А за это время успевают жениться, детей родить еще… А ведь у детей,
которые растут без одного из родителей, уже сломана психика.
Но вот мы, заходя в метро, бросаем взгляд на такую
правильную социальную рекламу: «Мы в ответе за тех, кого приручили (А. де
Сент-Экзюпери)». Казалось бы – как замечательно! Но… эта цитата приведена
неверно. Если мы откроем «Маленького принца», мы прочитаем по-другому:
«Ты навсегда в ответе за того, кого приручил».
Разница колоссальна.
Эти конкретные «ты» и «того». Мы, как известно, -
форма коллективной
безответственности. Вроде бы мы в ответе, но как только дело доходит до вопроса
«кто именно?» - все сразу оказываются «не при делах». А тут все конкретно – ты,
именно ты ответственен за того, именно того самого, кого ты и приручил. Все
четко и ясно. Не хочешь отвечать? Не приручай. А если приручил – никуда ты от этой
ответственности не денешься.
И самое главное. Навсегда. Ты в ответе навсегда. Не
вчера, не до нового года, не на десять лет. Жизнь – не автострахование, не дело
об административном правонарушении. Ответственность не имеет срока давности. Ты
приручил. Ты взял. Ты отвечаешь. И отвечать будешь всегда.
Нет, я не говорю, что люди не имеют права прервать
отношения, что чувство должно быть одно на всю жизнь. Я говорю, что если уж
приходится расставаться – то не оставлять за собой долгов. И что есть точка невозврата,
точка, после которой мера ответственности настолько высока, что никто не имеет
права ее с себя снять. А если не уверен, если есть хоть капля сомнений – тогда эту
точку не надо и проходить. Этот шаг – для тех, кто готов, кто уже достаточно
силен, чтобы нести такую ответственность. Ответственность не только за себя, но
и за других.
В этом смысле, пожалуй, осознание меры
ответственности дает только церковный брак. Но даже он не является в наше время
гарантией. Все чаще, к сожалению, венчаные браки заканчиваются разводами, все
меньше по-настоящему счастливых семей. И даже в тех случаях, когда семья не
распадается, зачастую оказывается, что люди не понимают, какую ответственность
они несут. И во многих случаях они ответственность с себя стараются сложить,
даже не осознавая этого.
Вот возьмем некую среднестереотипную православную
семью в наши дни. Это семья небогатая, многодетная, вокруг обычно
бабушки-дедушки и всякие тетеньки, вечно что-то советующие и рассказывающие,
как надо, а с любой семейной проблемой – прямая дорога к батюшке, чтобы он
сказал, как надо поступить. Но почему нельзя самим решать свои проблемы? Вот
попадешь ты на тот свет, тебя Господь спросит – а почему твоя семья распалась? –
а ты в ответ – а мне батюшка сказал вот так поступить, и вот получилось
неправильно. А семья-то твоя? – да. – вот ты и отвечай; батюшка тут не при чем.
Но нет, надо бежать с каждым вопросом к батюшке за благословением. «Батюшка,
благословите блины испечь». Абсурд, правда? Так если приглядеться, все в
описанной выше семье абсурдно.
Такая же ситуация получается с родственниками,
всякими тетушками и бабушками. Они будут советовать, виться вокруг тебя и твоих
детей, но пользы от этого никому не будет. Никогда другой человек за тебя не
сможет решить, как лучше тебе строить в семье отношения (да и не только в
семье), как воспитывать детей, как тебе жить. Но решать самому – это отвечать
потом за свои решения, так ведь?
Но гораздо хуже этого, на мой взгляд, эта самая
многодетность. Причем, как ни посмотри – и с точки зрения локальной, семейной,
и с точки зрения глобальной, государственной. Сначала надо нарожать пять-шесть
детей, но потом ведь их надо кормить, одевать, а главное – воспитать и дать им
образование. Ведь они – наше будущее, будущее страны, в которой мы живем. Но
чтобы прокормить эту ораву детей, приходится много работать, времени не
остается, сил тоже, и в сухом остатке мы получаем, образно говоря, детей-«беспризорников».
Пока родители работают, они предоставлены сами себе либо условной бабушке-тетеньке,
что немногим лучше. О каком воспитании и образовании можно тут говорить? Не
лучше ли вырастить одного-двоих детей, обеспечив их образование, передав им
традиции и культуру, воспитав их, чем вырастить пятерых оболтусов? И так лучше
будет и для страны, которая получит достойное новое поколение (в идеале,
конечно), и для тебя самого, потому что с такими детьми в старости будет меньше
проблем.
Это все – вопрос ответственности. Ответственности,
которую в наше время все стараются с себя снять, отложить в сторону, переложить
на другого, избавиться от нее. Но от нее не уйдешь. Сейчас, кажется, можно не
думать о последствиях, жить в свое удовольствие и просто «брать от жизни все».
Но это сейчас. А потом жизнь потребует ответа за то, что ты у нее взял. И
придется отдавать.
Так что помни:
Ты навсегда в ответе за того, кого приручил.
Комментариев нет:
Отправить комментарий