пятница, 25 мая 2012 г.

об ответственности


Одной из характерных черт нашего времени стала непрочность семьи. Люди встречаются, женятся, иногда успевают родить детей, а потом расходятся. И уже замечаешь, что многие перестали ощущать всю значимость этого шага – женитьбы. Перестали ощущать ответственность. Так – ну женился, и ладно – потом ведь можно развестись. Если вдруг не получится, не сложится. И никто не думает, что это «получится» и «сложится» зависит вовсе не от каких-то внешних обстоятельств и потусторонних сил – оно зависит только от двух людей, создающих семью.

Ответственность. Мы это слово чаще всего слышим в криминальных хрониках. Но оно почему-то стало «криминальным» в нашей жизни. Девиз нашего времени, лейтмотив, впитываемый молодежью уже не первый десяток лет – «Бери от жизни все». Но один из главных законов жизни – если ты берешь, ты должен отдавать. Не хочешь отдавать – жизнь сама возьмет, не спросив тебя. Тебе придется ответить за то, что ты взял – хочешь ты этого или нет. Вот и получается, что люди, привыкшие только брать, и брать до конца, не могут уже ничего отдать, не думают даже, что нужно отдавать. И двое забирают друг у друга все, что можно забрать, а потом не остается ничего, как выкинуть друг друга из жизни. А за это время успевают жениться, детей родить еще… А ведь у детей, которые растут без одного из родителей, уже сломана психика.
Но вот мы, заходя в метро, бросаем взгляд на такую правильную социальную рекламу: «Мы в ответе за тех, кого приручили (А. де Сент-Экзюпери)». Казалось бы – как замечательно! Но… эта цитата приведена неверно. Если мы откроем «Маленького принца», мы прочитаем по-другому:
«Ты навсегда в ответе за того, кого приручил».
Разница колоссальна.
Эти конкретные «ты» и «того». Мы, как известно, - форма коллективной безответственности. Вроде бы мы в ответе, но как только дело доходит до вопроса «кто именно?» - все сразу оказываются «не при делах». А тут все конкретно – ты, именно ты ответственен за того, именно того самого, кого ты и приручил. Все четко и ясно. Не хочешь отвечать? Не приручай. А если приручил – никуда ты от этой ответственности не денешься.
И самое главное. Навсегда. Ты в ответе навсегда. Не вчера, не до нового года, не на десять лет. Жизнь – не автострахование, не дело об административном правонарушении. Ответственность не имеет срока давности. Ты приручил. Ты взял. Ты отвечаешь. И отвечать будешь всегда.
Нет, я не говорю, что люди не имеют права прервать отношения, что чувство должно быть одно на всю жизнь. Я говорю, что если уж приходится расставаться – то не оставлять за собой долгов. И что есть точка невозврата, точка, после которой мера ответственности настолько высока, что никто не имеет права ее с себя снять. А если не уверен, если есть хоть капля сомнений – тогда эту точку не надо и проходить. Этот шаг – для тех, кто готов, кто уже достаточно силен, чтобы нести такую ответственность. Ответственность не только за себя, но и за других.
В этом смысле, пожалуй, осознание меры ответственности дает только церковный брак. Но даже он не является в наше время гарантией. Все чаще, к сожалению, венчаные браки заканчиваются разводами, все меньше по-настоящему счастливых семей. И даже в тех случаях, когда семья не распадается, зачастую оказывается, что люди не понимают, какую ответственность они несут. И во многих случаях они ответственность с себя стараются сложить, даже не осознавая этого.
Вот возьмем некую среднестереотипную православную семью в наши дни. Это семья небогатая, многодетная, вокруг обычно бабушки-дедушки и всякие тетеньки, вечно что-то советующие и рассказывающие, как надо, а с любой семейной проблемой – прямая дорога к батюшке, чтобы он сказал, как надо поступить. Но почему нельзя самим решать свои проблемы? Вот попадешь ты на тот свет, тебя Господь спросит – а почему твоя семья распалась? – а ты в ответ – а мне батюшка сказал вот так поступить, и вот получилось неправильно. А семья-то твоя? – да. – вот ты и отвечай; батюшка тут не при чем. Но нет, надо бежать с каждым вопросом к батюшке за благословением. «Батюшка, благословите блины испечь». Абсурд, правда? Так если приглядеться, все в описанной выше семье абсурдно.
Такая же ситуация получается с родственниками, всякими тетушками и бабушками. Они будут советовать, виться вокруг тебя и твоих детей, но пользы от этого никому не будет. Никогда другой человек за тебя не сможет решить, как лучше тебе строить в семье отношения (да и не только в семье), как воспитывать детей, как тебе жить. Но решать самому – это отвечать потом за свои решения, так ведь?
Но гораздо хуже этого, на мой взгляд, эта самая многодетность. Причем, как ни посмотри – и с точки зрения локальной, семейной, и с точки зрения глобальной, государственной. Сначала надо нарожать пять-шесть детей, но потом ведь их надо кормить, одевать, а главное – воспитать и дать им образование. Ведь они – наше будущее, будущее страны, в которой мы живем. Но чтобы прокормить эту ораву детей, приходится много работать, времени не остается, сил тоже, и в сухом остатке мы получаем, образно говоря, детей-«беспризорников». Пока родители работают, они предоставлены сами себе либо условной бабушке-тетеньке, что немногим лучше. О каком воспитании и образовании можно тут говорить? Не лучше ли вырастить одного-двоих детей, обеспечив их образование, передав им традиции и культуру, воспитав их, чем вырастить пятерых оболтусов? И так лучше будет и для страны, которая получит достойное новое поколение (в идеале, конечно), и для тебя самого, потому что с такими детьми в старости будет меньше проблем.
Это все – вопрос ответственности. Ответственности, которую в наше время все стараются с себя снять, отложить в сторону, переложить на другого, избавиться от нее. Но от нее не уйдешь. Сейчас, кажется, можно не думать о последствиях, жить в свое удовольствие и просто «брать от жизни все». Но это сейчас. А потом жизнь потребует ответа за то, что ты у нее взял. И придется отдавать.
Так что помни:
Ты навсегда в ответе за того, кого приручил.

Комментариев нет:

Отправить комментарий